ВВЕДЕНИЕ
На мой взгляд, проблема отражения рок-музыки
в отечественных СМИ разного времени актуальна не столько с позиций
музыкальной журналистики, сколько с точки зрения социологии музыки.
Ведь во взаимоотношениях “СМИ – рок” именно рок выступает объектом воздействия. И моя цель – проследить изменение отношения отечественных СМИ к рок-музыке
на протяжении 20 лет: с 1985 по 2005гг. Задачи: 1. выявить
отличительные черты каждого из трех выделенных мною периодов: середины
- конца 80-х, начала - середины 90х, конца 90-х - нашего времени. 2.
показать перекосы в оценке рок-музыки средствами массовой информации.
В отечественной практике, начиная с раннего перестроечного периода,
в печати стали появляться статьи и книги на тему рок-музыки. До
середины 80-х гг. XX в. правительство, а, соответственно, и СМИ,
предпочитали просто молчать о роке. Аргумент был прост: не привлекай к
проблеме внимание масс, и она исчезнет сама собой.
С наступлением перестройки появилась так называемая гласность, и
молчание сменилось жесткой критикой рок-музыки как антисоветского
явления. Т.е., на рок обратили внимание, но только с его социальной,
внемузыкальной стороны. Ругали, в основном, бунтарскую направленность
текстов и внешний вид слушателей и исполнителей. Хиппи, панков и
металлистов показывали или преступниками, или психически ненормальными.
С конца 80-х гг. появилось два отношения СМИ к рок-музыки:
"однозначно хорошо" и "однозначно плохо". Государственным
руководителям было не до цензуры – Советский Союз разваливался на
глазах.
Начало 90-х гг. ознаменовалось созданием рок-энциклопедий: Артем
Троицкий - "Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е...”, Евгений Федоров - "Рок в
нескольких лицах". Делается попытка взглянуть на рок не только с
социальной точи зрения, но и с музыковедческой. Но этот период
характеризуется чрезмерным восхвалением рока за его борьбу с советскими догмами.
В начале – середине девяностых годов появляются первые отечественные журналы о рок-музыке:
"Rock City", переводной "Classic Rock"… Наступает время анализа жанров
рок-музыки. Печатаются подробные дискографии отечественных и зарубежных
рок-групп.
Конец 90-х – начало XXI в. породили издания, специализированные по
разным стилям рок-музыки: "Dark City", "Necronomecon ", "Metal
Hammer".В них уделяется больше внимания музыкальной части, нежели
идейной. Но по своему качеству они еще отстают от зарубежных изданий –
информация запаздывает и наблюдается некоторая путаница в стилях.
Рассмотрим эти этапы поподробнее.
СЕРЕДИНА – КОНЕЦ 80х гг.
Во времена перестройки впервые заговорили о рок-музыке
гласно, но заговорили так, как было угодно политикам. Бесполезно
искать в архивах официальные постановления о запрете, скажем, хард-рока
или электрогитары. Они существовали на негласном уровне.
Другое дело – средства массовой информации. Они, следуя негласным, а
нередко и засекреченным циркулярам и предписаниям, набрасывались на рок-музыку
на всех возможных уровнях, от газеты "Правда" до самой мелкой партийной
газетенки или производственной стенгазеты, от Первого канала
телевидения до последней районной радиостанции. В работу включились все
- от политкомментаторов и журналистов, до услужливых музыковедов,
социологов и даже физиологов, убедительно показавших всем, что рок
отрицательно влияет на человеческий организм, в частности, на
спинномозговую жидкость. Обвинение было простым: рок-музыка
это не только низкопробное и вредное явление, это мощное средство
буржуазной идеологии, направленное на растление советской молодежи, а
значит - на подрыв устоев всей нашей жизни. Гонения на рок в CCCР
принесли ощутимый ущерб его развитию, особенно в период 60-х - первой
половины 70-х годов, во время расцвета истинной рок-культуры на Западе.
В середине 80-х о западной рок-музыке
у нас появлялись лишь отдельные публикации, но не с целью донесения
объективной информации, а с позиций идеологической критики. Ярчайший
пример оправдания нападок на рок-музыку – одна из первых переводных статей о "тяжелом металле" "Два взгляда на хэви метал-рок " в журнале "Ровесник" за 1986 г.
Близится время распада СССР. "У властей не хватало рук, чтобы
уследить за всем нежелательным" (Козлов А.Рок: истоки и развитие. – М.,
1997). Начали появляться в печати хвалебные статьи и письма о
рок-музыке, хотя критика осталась. Публикации разделились " на две
группы. Одна из них продолжает многолетнюю традицию, суть которой
незатейлива: рок – порождение загнивающего Запада, он разлагающе
действует на неокрепшие умы и души, а потому его надобно запретить. Или
искоренить. Или выжечь. Словом, уничтожить". Другая же группа "целиком
и полностью рок поддерживает" (Забродин Г.Д., Александров Б.А. Рок:
искусство или болезнь? – М., 1990).
"Надо отметить и наличие полярно противоположных взглядов на рок
среди узких "специалистов" разного типа. Главным камнем преткновения
здесь является идея о том, что преобладает в рок-культуре - социальный
фактор или музыкальный." (Козлов А.Рок: истоки и развитие. – М., 1997).
Социологи, культурологи, историки, психологи и большинство музыковедов
и критиков, то есть профессионалы, пришедшие "со стороны", склонны
рассматривать рок, как явление сугубо социальное. Главное, чтобы была
социальная острота, протест, вызов, и смелость, а есть ли за этим
музыка, какова она по стилю и качеству, в общем-то, не так важно.
Позиция весьма удобная, так как она избавляет от необходимости
вдаваться в специальный анализ музыкального материала, выводя на первый
план содержание песен, имидж артистов, сценографию. Согласно такому
подходу, под "рок" подпадают наиболее острые барды, эстрадные
шоу-группы, некоторые панк-группы, самобытные, но беспомощные в
музыкальном отношении, а то и просто ничего не умеющие делать любители,
способные лишь на эпатаж.
Другой взгляд на рок, как на особый вид музыкального искусства,
исходит от тех, кто по призванию исполняет именно эту, а не другую
музыку. Здесь акцент делается на мастерство: виртуозная техника,
сыгранность, умение передать энергетику, особое вокальное искусство,
мастерство импровизации, владение формой, наличие особого "блюзового
чувства".( Козлов А.Рок: истоки и развитие. – М., 1997. ).
НАЧАЛО - СЕРЕДИНА 90-х
В поздние годы перестройки было издано несколько книг по истории
советской рок-музыки - в частности: Артем Троицкий - "Рок в Союзе:
60-е, 70-е, 80-е...", Евгений Федоров "Рок в нескольких лицах". О роке
заговорили свободно, но излишне восторженно: "Те, кому было что
сказать, не боялись теперь говорить откровенно. Рокеры были одними из
первых, кто это сделал, не дожидаясь указаний и прямых разрешений".
(Троицкий А. Рок в Союзе: 60е,70е, 80е…-М., 1991).
Появляются первые российские журналы о рок-музыке: "Rock City",
переводной "Classic Rock". (До этого попытки издавать журналы тоже
предпринимались, но в основном это происходило несистемно и часто
неофициально: выходили рукописные рок-журналы и журналы-однодневки). В
"Rock City" идет культурно-просветительская работа: дается краткая
характеристика различным стилям рока,
печатаются дискографии и истории развития наиболее популярных
рок-групп, берутся интервью у зарубежных и отечественных музыкантов. И,
что немаловажно, рецензируются работы начинающих коллективов. В рубрике
"Demo Zone" оцениваются демо-записи зарубежных и русских рок-групп. Вот
рецензия на альбом итальянской хард-рок группы "Auhra". "История
итальянской хард-роковой команды началась весьма стандартно – пару лет
они исполняли каверы чужих песен в пабах, пока не сочинили немного
своего материала. Тут группе улыбнулась судьба, и они выиграли на одном
из конкурсов рок – самодеятельности главный приз – целых три дня в
одной из профессиональных звукозаписывающих студий Италии. Результатом
их трудов стали четыре великолепных композиции длительностью почти 30
минут. Описать их музыку не так-то просто – они не придерживаются
какого то определенного стиля, но напомнили мне некоторую смесь Doro,
Nightwish, Blackmore's Night. Красивый голос вокалистки Стефани в
сочетании с хард-роком, прогрессивом и даже фольклорными элементами
покорил меня сразу же. Надеюсь, что дебютный лонгплей Auhra, выход
которого намечен на начало следующего года, будет не слабее этого
демо." (Корюхин А. Demo Zone. // Rock City.№10 1996).
КОНЕЦ 90-х – НАШЕ ВРЕМЯ
В конце 90-х появляются журналы, специализирующиеся по определенным
стилям рока. В России большее распространение получают журналы о
тяжелой рок-музыке: "Dark City " ("потяжелевший" "Rock City")
"MetalAgen" ,"Necronomicon", "Terrorizer" и переводные аналоги
зарубежных журналов, такие, как "Metal Hammer".
Издания специализированные, рассчитанные на определенный круг
читателей. В связи с этим журналистам приходится "держать марку" –
оценивать любое явление рок-музыки объективно, т.к. читатель
разбирается в теме не хуже.
Рок оценивается больше как жанр музыки, нежели социальное явление. В
большинстве статей о рок-группах сначала идет речь о стиле, в котором
они играют, и лишь потом об идеях, тематике текстов.Один из главных
минусов подобных изданий: за месяц-два - а такова периодичность выхода
рок-журналов – информация успевает устареть.
Интересная черта журнала "Dark City" – наличие рубрики "Почта D.C."
В ней читатели имеют право публиковать короткие объявления, послания и
даже свои фотографии и рисунки. Там же проводится конкурс "Мисс и
Мистер Dark City". В этой рубрике часто встречаются такие объявления:
"Продам фирменные CD, а так же рок-журналы, гитарный процессор", "Нужны
любые материалы о группе HIM" или просто "Гот ищет единомышленников".
(Почта DC. Dark City. №29. 2005).
В отличие от своего предшественника ("Rock City"), это издание
больше ориентированно на молодого, но образованного читателя,
толерантного к разным взглядам и мнениям, готового спокойно
воспринимать объективную критику. Так же присутствует рубрика "Demo
Zone". Творчество начинающих групп анализируется серьезно, скрупулезно,
без поблажек. Вот рецензия на альбом группы "Alex Amsterdam": "На
данном альбоме представлено чрезвычайно много бестолкового треша – на
удивление плохо сочиненного и столь же плохо записанного. Причем в
равной степени. Бессмысленные гитарные переливы под убогую драм-машину
не содержат ни крупицы здравого смысла и не способны даже намекнуть –
какой реакции ждет от нас автор сего материала. Судя по характерному
оформлению, данная работа позиционируется как безумно востребованный
наркотический бред и импровизация. Типа "я сыграл бы со Стивом Вэем, но
на что он мне сдался ?". Звучит же запись как гитарист
средней рук, разогревающийся перед записью альбома. Прослушивание
проходит в ожидании, когда же "вылетит птичка", но в результате ничего,
кроме дохлой вороны мы так и не увидим" (Поздеев О.Demo Zone //Dark
City№29. 2005).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе я постаралась рассмотреть развитие отношений между средствами массовой информации и рок-музыкой, зарождение и расцвет российских СМИ, специализирующихся на освещении этой составляющей современной жизни. Ведь не секрет, что рок-музыка,
изменяясь вместе с трансформациями в культуре, как следствие появления
новых форм движения протеста, была и остается одним из самых ярких
компонентов, как мировой, так и отечественной культуры, тесно связанной
с социальными проблемами.
У СМИ и рока до сих пор непростые отношения. Многие журналисты
массовых изданий и по сей день “застревают” на уровне 80-х – 90-х
годов, то копаясь в личной жизни музыкантов, то обвиняя рок-музыку во
всех смертных грехах. И очень часто взамен качественного анализа музыки
читатели получают порцию “желтизны”. Но, как было отмечено выше, уже
появилась достойная альтернатива – специализированные издания о
рок-музыке, где работают достаточно много журналистов-профессионалов.
Но этим изданиям часто не хватает внимания к социальной, внемузыкальной
стороне рока: рок-субкультурам, образу жизни любителей этой музыки.
Ведь, как известно, рок (особенно для подростков и молодежи) до сих пор
остается все-таки чем-то большим, чем просто музыка. И все эти
особенности журналистам необходимо знать и учитавать при написании
статей о рок-музыке.
ЛИТЕРАТУРА:
- Артем Троицкий., Рок в Союзе: 60-е, 70-е,80-е... - М., 1991.
- Dark City. №29. 2005.
- Евгений Федоров., Рок в нескольких лицах. - М., 1989.
- Забродин Г.Д., Александров Б.А. Рок: искусство или болезнь? – М., 1990.
- Козлов А.Рок: истоки и развитие. – М., 1997
- Rock City. №10. 1996
- Тим Холмс, Крис Кельми. Два взгляда на хэви метал-рок.//Ровесник. №11. 1986.
Автор статьи - Елена "БЭТ" Большакова